№2 Директор жанындағы кеңес. Совещание при директоре №2



Совещание при директоре
01. 11. 2023г.
Проскурякова ЕИ,
зам директора по УР
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ООП
в условиях школы-интерната
Слайд1. В соответствии с Государственной программой развития образования в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, согласно пункта 1.1 «Обеспечение доступности и инклюзивности образования», предполагает достижение следующих целей:
- Обеспечение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, создание специальных кабинетов психолого-педагогического сопровождения, разработка учебных программ среднего, технического и профессионального, послесреднего образования по востребованным рабочим квалификациям, повышение квалификации педагогических работников.
- Для лиц с особыми образовательными потребностями работа по обеспечению доступа ко всем уровням образования, в рамках подушевого финансирования предусмотрен повышенный норматив финансирования, увеличен государственный заказ на их обучение [1].
Поставленные цели свидетельствует о востребованности методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в общем образовании. Страны организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендуют рассматривать три группы причин, вызывающих трудности в учении у школьников, и как их следствие – особые образовательные потребности:
- нарушения психофизического развития;
- поведенческие и эмоциональные проблемы;
- неблагоприятные условия жизни (социальные, психологические, экономические, лингвистические и др. проблемы).
В настоящее время в Казахстане особые образовательные потребности, вызываемые у школьников нарушениями психофизического развития, удовлетворяются в полном объеме только в специальных школах. В них обучаются 14,2 % от общего числа обучающихся, имеющих заключение и рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций. Остальные школьники с особыми образовательными потребностями обучаются в общеобразовательных школах страны, где пока не обеспечивается надлежащее психолого-педагогическое сопровождение в полной мере.
Особые образовательные потребности – это потребности в помощи и в услугах в учебном процессе, которые осуществляются психолого-педагогическими методами с целью обеспечения успешности в обучении каждого ученика.
На современном этапе развития инклюзивного образования рекомендуется использовать следующее определение особых образовательных потребностей – это потребности учащихся в психолого-педагогической, социальной и иной помощи, без которой невозможно получения качественного образования.
В Казахстане к детям с ООП относят тех, кто «испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем и нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования» [5].
Рассмотрим нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в РК: В качестве принципов государственной политики Республики Казахстан в области образования, наряду с другими, определены:
- равенство прав всех на получение качественного образования;
- доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица [5, гл. 1, ст. 3].
Законодательством в области образования в РК закреплены:
права родителей на выбор организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка; на получение консультативной помощи по проблемам обучения и воспитания своих детей в психолого-медико- педагогических консультациях [5, гл. 6, ст. 49];
право ребенка обучаться в школе по месту жительства, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями [5, Гл. 5, ст. 26, п.2]. Детям, проживающим на обслуживаемой территории, не может быть отказано в приеме в соответствующую организацию образования [6];
право детей на обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным программам по решению совета организации образования [5, гл. 6.ст. 47; 4 ].
Одним из важных документов, регламентирующих сопровождение учащихся с ООП в школе, является приказ от 12.01.2022 года №6 «Правила психолого-педагогического сопровождения в организациях образования».
Рассмотрим работу школы –интерната в данном направлении: в школе на конец 1 четверти обучается 205 учащихся, из них в специальных классах -125 учащихся, в инклюзивных классах 13 учащихся, на дому 5 учащихся. Из общего количества детей с особыми образовательными потребностями диагноз «задержка психического развития» имеют 140 учеников и 1 имеет диагноз «легкая умственная отсталость», то есть 70% учащихся в школе - это дети с ООП. Все учащиеся обучаются по заключению ПМПК с определением программы обучения. Рекомендации ПМПК по удовлетворению особых образовательных потребностей обновляются не менее двух раз за время обучения в начальной школе (в первом и четвертом классах). Школа по решению службы сопровождения может направить ребенка в ПМПК для оценки ООП и получения рекомендаций, если в этом возникает необходимость.
Рассмотрим, как в школе осуществляется деятельность Службы психолого-педагогического сопровождения.
Директором Джетыбаевой А.Т. издан приказ о создании службы психолого-педагогического сопровождения (СППС), утверждено Положение о деятельности СППС, утверждены должные обязанности специалистов.
Заместитель директора по учебной работе Проскурякова ЕИ, руководит процессом психолого- педагогического сопровождения школьников, регулирует взаимодействие специалистов сопровождения и педагогов; участвует в составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения учеников, обсуждении результатов сопровождения и школьной успешности, руководит работой психолого-педагогического консилиума.
Заместитель директора по воспитательной работе Алтухова ТА проводит систематическую работу по формированию и поддержанию толерантной культуры поведения всех участников образовательного процесса; включает всех без исключения учащихся во внеклассные и досуговые мероприятия. При этом учитываются неодинаковые возможности учащихся.
Учитель – выявляет учащихся с трудностями в обучении, оценивает характер трудностей, выявляет пробелы в усвоении учебного материала, выполняет сокращение (адаптацию) учебных программ, участвует в составлении индивидуальных учебных программ, индивидуализирует процесс обучения и оценки достижений учащихся с ООП в соответствии с типовой, сокращенной или индивидуальной учебной программами. Учитель сотрудничает со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.
Основные циклы сопровождения в школе:
1.Прием в первый класс.
2. Адаптация в начальном звене школы.
3. Переход в среднее звено.
4. Адаптация в среднем звене.
7. Итоговая аттестация выпускников
Структура Службы ППС представляет собой следующую схему (представить схему).
Каждый специальный педагог имеет свои должностные обязанности.
Дефектолог Жумабаева ДК- осуществляет максимальную образовательную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школьной среде, а также обеспечивает своевременную помощь воспитанникам, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы
Логопеды: Саматова АС, Гетманович ОС, Каскабасова ГГ- осуществляют коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении академического компонента образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.
Психолог Чечулина АС осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе.
Социальный педагог Савинова ММ - специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка, обучающегося в школе, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Служба психолого-педагогического сопровождения проводит работу по оценке особых образовательных потребностей и определению направлений психолого-педагогического сопровождения в школе ученика с заключением ПМПК, данная деятельность состоит из 4 этапов для каждого специалиста:
1 этап: сбор информации о характере трудностей в учении и обучении ученика. Каждый специалист в течение недели наблюдает за ребенком Использование метода наблюдения за учащимся на уроках, самоподготовках представляется принципиально важным, поскольку специалисты должны выявить те особенности и проблемы, которые препятствуют успешному обучению ученика в классе.
2 этап: углубленное и направленное изучение учащегося. Каждый специалист, используя необходимые методы, методики, тесты проводят углубленное обследование – психологическое, логопедическое, специальное педагогическое, занося его результаты в протоколы обследования (логопед заполняет речевую карту, психолог протокол психологического обследования, специальный педагог - протокол наблюдения за состоянием компонентов учебной деятельности). В ходе каждого обследования специалистом и учителем выявляются, не только слабые, но и сильные стороны развития школьника, а также ресурсы, которыми он располагает, чтобы стать успешным в обучении.
3 этап: на заседании ППк совместное (специалисты, учитель) обсуждение трудностей обучения, определение особых образовательных потребностей ученика и содержания психолого-педагогической поддержки ученика
4 этап: составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ученика, включающей удовлетворение выявленных образовательных потребностей: сокращенные или индивидуальные учебные программы, специальные методы обучения, индивидуально-развивающие программы занятий с психологом, логопедом, специальным педагогом, рекомендации учителю, родителям.
В 1-4 классах программа выглядит таким образом (демонстрация программы).
В 5-9 классах – это Мониторинг успеваемости и развития учащихся специальных классов для детей с ООП.
Для учащихся инклюзивных классов программа более развернутая (демонстрация)
Для учащихся надомного обучения (демонстрация)
Для реализации данных программ специалисты проводит индивидуальные и групповые занятия с учащимися в соответствии с расписанием, утвержденным директором школы; консультируют учителей, родителей, администрацию школы; осуществляют мониторинг результатов реализации программ психолого- педагогического сопровождения учащихся.
Специалисты СППС включены в состав педагогического совета школы, они являются членами МК. Их участие в работе педагогического совета, совещании при директоре делает возможным обсуждение причин неуспеваемости и нарушения поведения школьников и способов их преодоления. На заседаниях методического совета и методических объединений специалисты осуществляют просветительскую деятельность: в плановом порядке знакомят учителей со специальными методами и приемами обучения, технологией дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся с ООП. Активно делятся своим опытом в виде открытых занятий и внеклассных мероприятий. Их опыт работы обобщен на уровне школы; Жумабаевой ДК, Гетманович ОС на уровне области, Чечулиной АС на уровне республики.
Все педагоги имеют курсы повышения квалификации, участвуют в аттестации, имеют следующие квалификационные категории: Чечулина АС-педагог-исследователь, Жумабаева ДК, Гетманович ОС- педагог-модератор, Саматова АС - вторая категория.
Все необходимые документы: планы, КТП, речевые карты, результаты обследований, расписания занятий, КСП
Результаты работы СППС ежегодно озвучиваются на совещании при директоре, отмечаются хорошие показатели в коррекционно - развивающей деятельности, за что педагоги награждены Грамотами и Благодарственными письмами разного уровня.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа службы психолого-педагогического сопровождения эффективна, строится на едином алгоритме и подчиняется законодательным актам. Работа осуществляется по всем направлениям, необходимая помощь оказывается всем учащимся с особыми образовательными потребностями. Все педагоги активны, добросовестны, обладают высокими профессиональными качествами.
Предложения:
- Отметить профессионализм и добросовестность в коррекционно-развивающей деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения: Чечулиной АС, Жумабаевой ДК, Гетманович ОС, Саматовой АС, Каскабасовой Г.Г, Савиновой ММ.
- Активнее использовать метод наблюдения за учащимся на уроке, самоподготовке на 1 этапе сбора информации о характере трудностей в учении и обучении ученика.
- Усилить работу с семьями детей с ООП: в просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, гигиены детского возраста; повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка