03
сәуір
2025
Формирование у учащихся школы-интерната ключевых компетенций в процессе воспитания через индивидуальный ПОДХОД
Формирование у учащихся школы-интерната ключевых компетенций в процессе воспитания через индивидуальный ПОДХОД
Цель исследования: влияние индивидуального подхода в формирований компетентной личности:
- способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Слайд 3 Задачи МК:
- Изучить, проанализировать, обобщить современные теоретические, методические подходы к формированию и развитию у учащихся ключевых компетенций через индивидуальный подход учебно-педагогического процессе и в повседневной жизни;
- Изучить влияние ключевых компетенций у учащихся и способствовать их внедрению.
- Расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в реализации ключевых компетенций через индивидуальный подход;
- Осуществлять внедрение новых подходов в учебно-воспитательного процесса в рамках обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан;
МК воспитателей строила работу по повышению компетентности и профессионального мастерства каждого, повышение творческого потенциала воспитателей, повышение качества и эффективности системы воспитательной работы школы.
Участниками опытно – экспериментальной работы являлись обучающиеся, родители, педагоги – воспитатели школы-интерната, педагоги дополнительного образования.
В состав МК вошли 23 воспитателя. Прошли курсы повышения квалификации 18 воспитателей.
Слайд 4 Работа осуществлялась по утверждённому плану. Заседания ШМК проходили в различных формах: методическая копилка, круглый стол, семинар-практикум. Все запланированные заседания проходили на хорошем методическом уровне. В процессе обсуждения вырабатывались единые принципиальные подходы в воспитании и социализации личности учащихся.
Формирование у учащихся школы-интерната ключевых компетенций через индивидуальный подход – это процесс, требующий внимания к каждому ученику, учитывая его потребности и интересы. Такой подход способствует развитию личностных и социальных навыков, что помогает учащимся успешно адаптироваться в обществе и достигать личных и профессиональных целей в будущем. Для начального и среднего школьного возраста на первый план выходят коммуникативная и ценностно-смысловая компетенции. Учащиеся осознают свою роль и предназначение, учатся выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, осознают важные и значимые жизненные цели.
Для учащихся старшего звена ключевыми становятся компетенции информационная, учебно – познавательная и личного самосовершенствования. Формирование у учащихся ключевых компетенций проходило через многообразную внеклассную работу с использовались различных форм: это дискуссии, деловые игры, тренинги, брейринги, игры-путешествия, КВН, квесты, викторины, театральные постановки, ролевые игры, с применением индивидуального подхода и учетом особенностей каждого ученика. Предоставляя детям возможность развивать свои сильные стороны и компенсировать слабые.
Составлен и разработан план классных часов по разным направлениям с учащимися по семейному, национальному, экологическому, правовому воспитанию, основой которых является формирование ключевых компетенций.
Ежегодно проводились творческие недели воспитателей, где воспитателями разрабатывались мероприятия с использованием форм, методов, технологий и приемов ключевых компетенций.Проведённые мероприятия были интересны по форме и содержанию
Слайд 5, 6
Мероприятие | Класс | Фото | Ответственные |
Экологический КВН «Знатоки природы» | 4а,4б | Метод критического мышления | Сагадиева А.К Сагиолда Н.А. |
Интеллектуальная игра «Моя профессия - мое будущее» | 9а,9б | Метод моделирования будущего | Даукенова А. М. ,Аугамбаева М.К. |
Национальные игры казахского народа» | 5а,6б | Метод социализации | Бадисолтанова С.Н. Байжасарова К.С. |
Тетрализованная постановка « Барсучок и зайчик | 3б | Интерактивный метод | Аргынгалиева А.Н. |
Игра- викторина « Знатоки национальных игр» | 1э,2э | Метод « Золотой ключик» | Ниганова Н. Баймулдинова Н.О. |
Игра-квест « В страну добра» | 1а,2а | Метод «Творческая мастерская» | Рахмали Г.З. Мамиева С.Р. |
Игра-путешествие « Дружба начинается с улыбки» | 1б | Мозговой штурм | Пак В.В. |
За здоровый образ жизни | 8б | Методы: Жизненые ценности | Пилипенко н.н |
Спорт-это все | 5б | Методы :группавой обсуждения | Рамазанова К. |
Дорожные правила | 3а | Позитивные аффирамация | Ибраева Д. |
Туған жер-алтын бесік | 5ә,6 ә | Методы:рефлексии | Сахаба М, Юсупжанова А. |
Ұлттық ойындар | 4 ә | Активные игры | Байгожина М ИнтинаМ |
Доброта | 6а | Методы:Арт терапия | Сапаргалиеваа М |
Самаподготовка | 7б | Смагулова С |
Декады воспитателей проходили организованно, в соответствии с целью и задачами. Школьники смогли раскрыться и реализовать свои творческие, интеллектуальные и спортивные возможности, а также показать коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками.
Родители играют важную роль в развитии компетенций детей. Взаимодействие с родителями осуществляется через индивидуальные консультации, групповые занятия, которые проводятся в форме тренингов, мини-бесед. Вовлечение родителей в воспитательный процесс: проведение челленджей «« Традиции моей семьи», « Профессии моих родителей».
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, самообразование. Каждый воспитатель работал над своей проблемной темой в соответствии с темой МК и школы. Результатом работы было обобщение опыта: выступления на МК на методсовете на тему «Практикум деструктивного поведения школьников» обобщили опыт своей работы на педсоветах - Пак В.В. по теме «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся» , Юсупжанова А.Д. « Основные направления взаимодействия воспитателя с семьей». Даукенова А. М. «Правовое воспитание школьника » Едильбаева Г.К. « Как бороться с буллингом в классе»
Вывод: Работу МК по реализации ОЭР можно считать удовлетворительной. Применение в воспитательной работе ключевых компетенций способствует: развитию нравственных, эмоциональных, эстетических установок и качеств, готовностью, жить по традиционным нравственным законам
* созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
* повышению уровня успеваемости и эффективности учебного и воспитательного процесса;
Подводя итоги работы, необходимо отметить ряд положительных моментов:
- поставленные задачи перед МК были выполнены;
- значительно повысился профессиональный уровень;
- возросла творческая активность воспитателей;
- внедряемые новые технологии, методы и приёмы воспитателями позволили, учащимся овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности.
- но несмотря на положительные моменты имеются трудности в работе воспитательного отдела такие как: частая смена воспитателей, недостаточная ответственность со стороны родителей, которые перекладывают её на плечи школы.